Теннесси Уильямс
Трамвай "Желание"
На глубокой окраине Нью Орлеана, в районе похожем на трущобы, где царит глубокая атмосфера нищеты и безысходности, ходит трамвайчик с поэтичным названием "Желание", а неподалёку ещё один с названием "Кладбище". И герои этой истории с удовольствием едут на этих трамваях по своей жизни, от станции к станции приближая конец. Здесь нет положительных героев и счастливого конца, когда все жили долго и счастливо. Я сомневаюсь, что вообще хоть кто-то из персонажей книги счастлив. Разве что Стелла, да и то только поначалу. И ещё все они очень похожи на характеры, которые мы можем встретить в какой-нибудь русской среднестатистической семье. Может быть, кто-то из них наш коллега или знакомый, а может проходит мимо нас по улице. Потому что это очень жизненная история, которая, к сожалению, не теряет своей актуальности с момента написания.
читать дальше
Две сестры Бланш и Стелла Дюбуа росли вместе в приличном доме, получили хорошее образование, но потом Стелла встретила Стэнли - своего будущего мужа, офицера - и уехала с ним. Характер у Стэнли прямой, но скандальный - поперёк слова ему не скажи, а сгоряча и схлопотать можно. По ночам он любит поиграть с друзьями в карты и, конечно, при этом нажраться как следует. Но Стеллу, по-видимому, всё устраивает. Она терпит побои, хамское обращение и скандалы ради бурных сцен примирения, которые обязательно бывают после. Да и вообще, бьёт - значит любит. К тому же и она в своём муже души не чает - с трудом терпит расставания на время его командировок и всегда очень скучает. В общем, жили они душа в душу, пока в гости не приехала Бланш, сестра Стеллы. Отчаявшаяся женщина, жизнь которой уже практически полностью разрушена, она ищет помощи и поддержки у единственного родного человека, который у неё остался - у сестры. Здесь же она знакомится с другом Стэнли - Митчем и видит в нём свой последний шанс обрести если не счастье, то хотя бы простую спокойную жизнь. Но прямой и резкий Стэнли не может (да и не хочет) найти общий язык с нервозной и изворотливой Бланш. А та в свою очередь не может принять агрессивного мужлана в качестве мужа своей сестры и уговаривает ту открыть глаза на то, какой Стэнли скотина. Их конфликт закончится катастрофой - жизнь Бланш будет окончательно разрушена и что-то мне подсказывает, что и в отношениях Стеллы с мужем уже не будет прежней идиллии.
Это история о том, как человек разрушает сам себя, постепенно скатываясь в пропасть. У каждого персонажа этой истории жизнь могла бы сложиться по другому, но то, что всё закончилось именно так на самом деле очень закономерно. Конечно, самый яркий пример - это Бланш. Первый надлом с ней, очевидно, произошёл после предательства и смерти мужа. Он был её единственным смыслом жизни, поэтому после его смерти она и не смогла оправиться. Человеку в жизни всегда нужна цель, смысл, но и в этом нельзя перегибать палку иначе есть риск просто зациклиться на чём-то. Вспоминая недавнюю историю с французским пилотом, который намерено разбил самолёт с пассажирами, после того, как ему был поставлен диагноз, что он больше не сможет летать, понимаешь, что значит потерять всё, чем живёшь. Нельзя посвящать себя всего чему-то одному, делать из чего-то единственный смысл жизни, иначе, теряя его, понимаешь, что не за чем жить. Нужно жить полно и многогранно, иметь разные цели и интересы, но Бланш жила нет так: "И вот прожектор, освещавший целый мир, так же сразу и погас, и уже не было мне с тех пор в жизни света ярче, чем вот этот... от стеариновой свечки."
Она думает о себе как о несчастной женщине, которую обстоятельства сломили и изменили. И читатель, обманутый ею на первых парах, возможно начинает жалеть её. Но только слабая личность винит во всём окружающий мир, а на самом деле это просто отказ от того, чтобы самим взять ответственность за свою жизнь. Каждый выбор, который мы делаем (или не делаем, но отказ от выбора - тоже выбор), влияет на нашу жизнь так или иначе. Отсутствие личной ответственности, инфантильность, слабость - вот вторая причина того, почему жизнь Бланш пошла под откос. Необходимо преодолевать лень, нерешительность, собственные слабости, дурное влияние окружающих, нарабатывать жизненный опыт, навыки, умения - только вместе с преодолением трудностей приходит уверенность в себе и своих силах. Но Бланш просто плыла по течению, ехала на трамвае "Желание", потакая своим минутным потребностям, слабостям, похоти.
Жить нужно с опорой на базовые ценности и качества, которые нужно в себе развивать - это основа, фундамент для построения целостной личности. Это творческое развитие, трудолюбие, добрые дела, выполнение обещаний, честность, наличие целей в жизни. Но есть и качества, которые нас разрушают медленно изнутри - лень, негативное мышление, критика и сплетни, курение и алкоголь, дурное общение, нарушение обещаний, ложь. Всё это совокупность каждодневных поступков, которые приводят к разрушению личности, деградации, пустому прожиганию жизни. Это именно то, что делала Бланш и до приезда в Новый Орлеан, и после. С той только разницей, что, потеряв всё, она осознала, что уже находится на самом краю пропасти и своими силами ей уже не выбраться из ямы, куда она себя загнала. Может быть, если бы Митч не оказался таким слабаком и тряпкой и не побоялся бы протянуть ей руку помощи, она ещё смогла бы встать на ноги. Может быть, если бы сестра не пошла на поводу у мужа, у неё бы ещё был шанс. Может быть, если бы Стэнли не толкнул её в пропасть безумия, она бы не сошла с ума. Но никто не протянул руки. И последняя фраза Бланш ещё ярче подчёркивает самую большую ошибку и трагедию её жизни: "Не важно, кто вы такой... я всю жизнь зависела от доброты первого встречного."
По правилам этого круга рулетки, я должна предположить, почему эта книга является ассоциацией к Ярмарке Тщеславия. К сожалению, хоть это и классика, но книга прошла мимо меня. Рискну предположить, что образ Бланш чем-то был похож на Бекки Шарп.