00:39 

Ремарк "Жизнь взаймы"

Нютёнка
Не бойся идти не туда, бойся никуда не идти. © Д. Емец
изображение

Сюжет романа очень простой - Лилиан, молодая девушка, которая знает, что скоро умрёт, решает оставить "санаторий" со скучной размеренной жизнью и отправиться путешествовать. В книге очень много размышлений о жизни и смерти - это центральная тема произведения.

Вот что отличает ее от тех, кто толчется здесь, — думал Клерфэ. — Все они стремятся либо к приключениям, либо к бизнесу, либо к тому, чтобы заполнить шумом джазов пустоту в себе. Она же гонится за жизнью, только за жизнью, она как безумная охотится за ней, словно жизнь — это белый олень или сказочный единорог. Она так отдается погоне, что ее азарт заражает других. Она не знает ни удержу, ни оглядки. С ней чувствуешь себя то старым и потрепанным, то совершеннейшим ребенком. И тогда из глубин забытых лет вдруг выплывают чьи-то лица, воскресают былые мечты и тени старых грез, а потом внезапно, подобно вспышке молнии в сумерках, появляется давно забытое ощущение неповторимости жизни.

Все мы знаем, что когда-нибудь умрём, но живём так, словно этого не произойдёт никогда. Тратим время на бессмысленные сожаления, на нелюбимую работу, на изматывающие отношения или просто на сидение в соц.сетях. Мы не ценим время - на эту тему есть хорошая притча про 1000 шариков. В этой книге Лилиан своим примером как раз и учит тому, как надо ценить жизнь. Но для той, кто скоро умрёт, она слишком много осуждает других - своего дядю за скупость, Клерфэ за то, что участвует в смертельно-опасных гонках. И кроме того, возникает вопрос, если Лилиан так ценила жизнь, зачем уехала из санатория, ведь так она только ускорила собственную смерть?

Нам рассказывают, что там она не ощущала "жизни", чувствовала себя, как в клетке, ей казалось, что она просто обречённо ждёт здесь своего конца. Но почему только уехав из санатория она смогла жить по настоящему? Мне кажется, потому же, почему Клерфэ участвовал в гонках. Всё дело в наличии цели. Только когда у нас есть какая-то цель, какой-то смысл - мы чувствуем, что живём. В санатории у Лилиан не было ни цели, ни каких-либо стремлений - каждый день просто приближал конец. Уехав, она нашла свой смысл в том, чтобы наслаждаться жизнью, чтобы успеть увидеть, ощутить, пережить как можно больше.

То же и с Клерфэ. В перерывах между гонками у него не было никакой цели, никакого смысла в жизни, никаких планов, потому что нет смысла строить планы, когда можешь разбиться на трассе в любой момент. Поэтому в это время он просто пил и забавлялся с легкомысленной девицей, не задумываясь о будущем. Но во время самой гонки - всё иначе. На трассе у него есть цель - прийти первым, обойти соперника, выиграть гонку. На трассе он чувствует, что живёт. При встрече с Клерфэ Лилиан решила, что они похожи, потому что увидела его только с одной стороны. И так оно, отчасти и было. Но встреча с Лилиан изменила Клерфэ. Благодаря ей он нашёл свой смысл и свою цель в жизни - быть вместе с ней, любить её, создать семью, иметь свой дом. Он понял, что значит жить не на трассе, а по настоящему.

Трагедия в том, что цели Клерфэ и Лилиан не совпали. Потому что Лилиан всё ещё воспринимала жизнь - как гонки со смертью. Она действительно слишком часто думала о смерти и поэтому ей казалось, что она смирилась с её неизбежностью. Но столкнувшись со смертью лицом к лицу - просто напросто испугалась. Со всем своим апломбом, со снисходительным пренебрежением к чужим целям и чужим жизням, столкнувшись с жестокой реальностью, Лилиан просто вернулась обратно в свою скорлупку. Пример Клерфэ заставил её осознать, что для того, чтобы ценить жизнь не обязательно гнаться за впечатлениями в ущерб своему здоровью. Надеюсь только, это понимание пришло к ней не слишком поздно.

@темы: книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Набросок тушью

главная